По решению ООН, начиная с 1983 года, 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. История этого праздника начинает отсчет 15 марта 1962 года. Когда были определены права потребителя на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным, позднее к этим базовым потребительским правам были добавлены еще четыре, также признанные мировым сообществом:
право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В этом году потребительскому движению Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей исполняется 25 лет.
Ежегодно в Ассоциацию обращаются по нескольку десятков тысяч граждан города Краснодара и Краснодарского края, которым оказывается реальная помощь в защите прав потребителей.
За минувшее годы мы фактически прошли путь, на который в других развитых странах понадобились многие десятилетия. В Российской Федерации вот уже 23 года действует закон «О защите прав потребителей». Создана основа национальной системы защиты прав потребителей, состоящая из государственных, муниципальных органов и общественных объединений потребителей.
Ассоциация на сегодняшний день, объединяет ныне в своих рядах более десяти действующих в Краснодарском крае потребительских объединений. На протяжении долгих лет она является Членом Союза потребителей Российской Федерации, а руководитель Ассоциации Л.И.Бахметова - Членом Совета Союза потребителей Российской Федерации.
Ассоциация совместно с Союзом Потребителей Российской Федерации приложила немало усилий, чтобы и в России день 15 марта отмечался как всенародный праздник. По данным ежегодных опросов, проводимых СПРФ и другими ее коллективными членами начиная с 1994 года, наши граждане стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве, заметно выросло желание и решимость защитить свои нарушенные потребительские права. Так, с момента проведения первого опроса по настоящее время доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась более чем в 2 раза (с 50 до 24 %). В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, сегодня таких стало почти в 2 раза больше – 62%. Повысилась и результативность защиты прав потребителей. За эти же годы в 1,5 раза выросла доля тех, кому удалось добиться полного удовлетворения своих претензий, в 2,5 раза снизилось число потребителей, которые не смогли защитить свои интересы, более чем в 3 раза сократилось число потребителей, потерявших надежду добиться справедливости.
Минувший год был для потребительского движения во многом переломным.
Всего же в минувшем году Ассоциацией и совместно с Союзом потребителей Российской Федерации и другими ее членами проконсультировали более 225 тысяч потребителей, помогли составить более 50 тысяч претензий, около 7 тысяч исковых заявлений, вели более 2,6 тысяч дел в судах в интересах отдельных потребителей. Кроме того, было подано 860 исков в защиту неопределенного круга потребителей. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба только по решениям судов превысила 50 млн. руб.
Основную массу обращений потребителей составляют претензии к качеству непродовольственных товаров. Число жалоб на плохую работу коммунальных служб за год выросло в 1,5 раза, на нарушения правил торговли - в 1,4 раза. Эти нарушения занимают малопочетные второе и третье места в структуре обращений потребителей за помощью.
В этот день мы желаем всем кубанским потребителям максимально полного удовлетворения их насущных потребностей, чтобы в этом и последующих годах их права и интересы нарушали все реже и реже!
Сегодня мы начинаем информационную Акцию под названием «Как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях» по материалам председателя Союза потребителей Российской федерации Петра Борисовича Шелища, сопредседателя Евгения Борисовича Мясина и специалистов Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей.
Л.И. Бахметова - Президент Ассоциации,
Член Совета Союза потребителей Российской Федерации