Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний
«Проблемы развития потребительского рынка и защиты прав потребителей
в регионах России и направления их законодательного решения»
16 марта 2017 года, Государственная Дума ФС РФ
Потребительский спрос влияет на формирование макроэкономического равновесия экономики страны через расширение совокупного спроса в экономике. Размер потребительского спроса является ключевым фактором экономического роста, восприимчивым к инструментам регулирования экономики, находящимся в руках государства. Расширение и поддержание внутреннего потребительского спроса требует осуществления целенаправленной государственной политики в этой области. Политика должна быть основана на разработке эффективного для российской экономики механизма расширения потребительского спроса. Механизм должен включать в себя мероприятия государственного воздействия на платежеспособный спрос домохозяйств, способствующие созданию, поддержанию и увеличению спроса на потребительском рынке, а также мероприятия стимулирующего воздействия государства на производительный сектор. При этом для достижения позитивных результатов такой механизм должен представлять собой единую систему функционирования и концепцию его применения. Роль государства заключается в обеспечении максимально благоприятных условий функционирования потребительского рынка, для поддержания тенденции повышения роли потребительского спроса в структуре экономического роста необходимо не только ввести ряд преобразований в экономическую и социальную политику государства, но и определить мероприятия по воздействию на потребительский спрос, чтобы использовать его в качестве механизма экономического роста.
Современное общество не может существовать без функционирующего потребительского рынка, без розничной торговли, работ и услуг, потребляемых гражданами, – это важная сфера экономики, в которой задействовано большое количество работающих, с которой сталкиваются все без исключения граждане и которую наполняют результаты деятельности смежных отраслей экономики. Потребительский рынок является индикатором реального состояния социально-экономического развития государства, именно в этом секторе национальной экономики процессы и результаты экономических изменений всегда находят свое отражение и проявляются наиболее остро. Потребительский рынок чувствителен и зависим к отраслевым рискам, его уровень определяет качество жизни граждан. Однако следует констатировать, что в России уже не один год снижается уровень жизни населения, произошло 10-процентное сокращение реальных зарплат работающих, сокращаются располагаемые доходы населения и домохозяйств, эти процессы привели к значительному падению оборотов розничной торговли на 9%, общественного питания на 6% и сферы услуг на 2%.
Кроме этого, в России в условиях сложной геополитической и экономической ситуации, при значительном сокращении покупательной способности населения, производители и субъекты предпринимательской деятельности, предлагающие продукцию на розничный рынок, вынуждены оптимизировать расходы и снижать затраты. Зачастую такая оптимизация приводит к снижению качества реализуемой продукции на потребительском рынке, в настоящее время особое беспокойство вызывает качество продовольственных товаров. На этом фоне возникает еще одна проблема, напрямую связанная со здоровьем граждан. Происходит изменение модели потребления, меняются приоритеты и структура потребления. Это вызывает определённую озабоченность, поскольку в России около 9% расходов граждан идет на приобретение алкоголя и табака (это довольно значительная часть доходов граждан), почти 40% уходит на покупку продуктов питания, причем, тенденции приобретения более дешевых, потенциально опасных, продуктов питания, 10% тратится на одежду и обувь. Основной задачей является обеспечение безопасности и, самое главное, доступности потребительских товаров, обеспечивающих здоровье граждан.
Потребители чутко реагируют на нарушения качества продукции и обращаются с жалобами уполномоченные органы государственной власти и общественные объединения потребителей. Следует отметить, что в соответствии с принятыми в последнее время изменениями законодательства Российской Федерации, в частности, Роспотребнадзор России системно снижает нагрузку на бизнес, сокращая количество плановых проверок, меняются подходы к проведению контрольных мероприятий. Однако число обращений граждан на нарушение их прав растет, выросло также и среднее число выявляемых нарушений. Это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы законодательства, затрагивающего функционирование потребительского рынка.
Проблема настолько велика, что в настоящее время осуществляется разработка проекта Концепции государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2025 года, призванной определить основные стратегические направления дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в этой области и укрепления всех составляющих элементов национальной системы защиты прав потребителей в условиях современных общемировых тенденций в общественно-политической и экономической сфере, влияющих на положение потребителя и уровень его правовой защиты, а также с учетом межгосударственных интеграционных процессов, участником которых является Российская Федерация. Ведется работа по подготовке заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О национальной системе прав потребителей».
Участники парламентских слушаний, представляющие федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, общественные объединения потребителей, экспертные организации, ассоциации (союзы) производителей, поставщиков и продавцов потребительских товаров, отмечают необходимость дальнейшего совершенствования национальной системы защиты прав потребителей в Российской Федерации в соответствии с «Руководящими принципами ООН для защиты интересов потребителей» и Стратегией защиты прав потребителей в Российской Федерации, обеспечивая гарантии соблюдения их прав на доступ к товарам и услугам первой необходимости, защиту в неблагоприятных для них ситуациях, безопасность, защиту их экономических интересов, информацию, позволяющую сделать обоснованный выбор, просвещение, возмещение причиненного им ущерба, представление ими своих интересов при принятии решений, затрагивающих эти интересы, формирование рациональных моделей потребления, равную защиту для потребителей, совершающих покупки онлайн и оффлайн, защиту личной информации и свободу глобального обмена информацией.
Важное значение для развития национальной системы защиты прав потребителей может иметь законодательное расширение и уточнение полномочий в этой сфере органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, привлечение к сотрудничеству предпринимательских союзов, признающих общность долгосрочных интересов потребителей и добросовестных предпринимателей и готовых к совместным действиям по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений прав всех участников потребительского рынка и по разрешению возникающих в связи с этим споров, развитие институтов независимой экспертизы качества товаров и услуг, государственная поддержка добросовестных общественных объединений потребителей.
Участники парламентских слушаний рекомендуют Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:
- созданию института Уполномоченного по правам потребителей;
- ускорить утверждение Стратегии защиты прав потребителей в Российской Федерации и рассмотреть вопрос о целесообразности разработки совместно с общественными объединениями потребителей и бизнес-сообществом проекта среднесрочной Национальной программы защиты прав потребителей, предусматривающей меры по:
субсидированию из федерального бюджета части расходов семей и одиноких граждан с наиболее низким уровнем душевого дохода на приобретение продуктов питания отечественного производства;
освобождению таких граждан от НДФЛ;
введению обязательного лекарственного страхования граждан в составе ОМС;
созданию в субъектах Российской Федерации региональных систем социального кредитования граждан по представлениям органов социальной защиты в связи с неотложной жизненной необходимостью;
усилению кадрового и материально-технического потенциала федерального органа государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, ориентации государственного надзора на предупреждение, выявление и пресечение производства и оборота (предложения) опасных и вводящих потребителей в заблуждение товаров, работ и услуг;
расширению полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей;
усилению ответственности изготовителей товаров, исполнителей работ и услуг, а также органов, неправомерно подтвердивших их соответствие обязательным требованиям и информации их изготовителей или исполнителей, за вред, причиненный потребителям вследствие их ненадлежащего качества и недостоверной информации;
включению в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы по широкому кругу предметов среднего образования комплекса экономических, правовых, биомедицинских, товароведческих и экологических знаний и навыков рационального потребительского поведения, способствующих формированию здорового образа жизни, моделей рационального экономического поведения и правильной оценки потребительской информации, умению и готовности защищать свои права;
введению обязательной публичной оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на защищаемые государством права и экономические интересы потребителей;
подготовке проекта Потребительского Кодекса Российской Федерации, включающего нормы действующего законодательства о защите прав потребителей и отсутствующие в нем нормы о существенных условиях типовых договоров розничной купли-продажи отдельных видов товаров, исполнения работ и оказания услуг массового спроса;
государственной поддержке некоммерческой деятельности в области правовой помощи потребителям и независимой экспертизы, в том числе сравнительной оценки, качества товаров и услуг, конкурирующих на потребительском рынке;
установлению обязательности для продавцов, изготовителей товаров, исполнителей работ и услуг наличия зарегистрированного под своим именем сайта в сети интернет, доступного для потребителей и обеспечивающего условия для онлайн-взаимодействия;
облегчению процедуры банкротства для физических лиц;
противодействию навязыванию страховых услуг и установлению обязательных требований к страховым организациям по минимальной величине отношения общей суммы страховых выплат к общей сумме страховых сборов;
ограничению ответственности потребителей-заемщиков за задолженность по кредитам, выданным им без обеспечения;
стимулированию и развитию механизмов внесудебного удовлетворения претензий потребителей и урегулирования споров по поводу их претензий;
кардинальному сокращению числа неисполненных судебных решений, вынесенных в пользу потребителя;
расширению использования и повышению эффективности исков в защиту неопределенного круга потребителей, легализации и установлению удобного порядка подачи и рассмотрения групповых исков потребителей.
Союзам и ассоциациям участников потребительского рынка участники конференции рекомендуют рассмотреть целесообразность:
создания совместно с благотворительными организациями системы продовольственной благотворительности;
совместных действий по очищению потребительского рынка от товаров и услуг, не соответствующих обязательным требованиям законодательства, и от недобросовестных конкурентных практик;
расширения Кодекса добросовестных практик взаимоотношений торговых сетей и поставщиков потребительских товаров на отношения с потребителями, касающиеся безопасности и надлежащего качества предлагаемых товаров, достоверности и достаточности предоставляемой информации и возможности получения консультаций, отсутствия чрезмерных рисков причинения вреда, особенно вреда социально уязвимым потребителям, доступности для потребителей прозрачного и необременительного механизма предъявления претензий и разрешения споров;
использования в своей практике информации институтов независимой экспертизы, в том числе о результатах сравнительного тестирования потребительских товаров, для повышения качества продукции и конкурентоспособности ее производителей и продавцов;
организации на базе Межотраслевого совета по развитию потребительского рынка (МЭС) как института межотраслевого саморегулирования:
совместной оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов на охраняемые законом интересы всех участников потребительского рынка,
регулярных обсуждений проблем и перспектив развития потребительского рынка с целью поиска решений, взаимоприемлемых для всех участников рынка и заинтересованных органов власти,
общественно-государственной сертификации юридических и экспертных услуг потребителям,
института общественного уполномоченного по правам потребителей.