Участники форума защитников прав потребителей отмечают: проблема и беда российских потребителей в том, что защита их прав органами власти рассматривается как отдельная тема, скорее гуманитарная, чем экономическая, в определенном смысле второстепенная, хотя, безусловно, и важная. На самом деле без обеспечения прав потребителей в принципе не достижимы никакие «судьбоносные» цели в социально-экономическом развитии страны. Потребитель является одной из главных движущих сил рыночной экономики, поэтому он должен быть надежно защищен.
Опираясь на собственный опыт правозащитной деятельности и статистические данные Роспотребнадзора и других надзорных органов, участники форума констатируют:
- российские потребители ежедневно сталкиваются с растущими ценами на продукцию, некачественными и опасными для жизни, здоровья и имущества товарами и услугами – нарушения обнаружены в работе более 80% проверенных предприятий сферы торговли и услуг.
- 22 млн. граждан России имеют доходы ниже прожиточного минимума;
- законодательство Российской Федерации и судебная практика не обеспечивают защиту прав потребителей: надзорные инстанции перенаправляют граждан в суды; более половины вынесенных судебных решений не исполняются;
- законодательство и власть не обеспечивают оперативную экспертизу товаров и услуг, нет лабораторий, которые могли бы по обращениям потребителей проводить исследования качества товаров и услуг. К сожалению, нет лабораторий и у Союза потребителей Российской Федерации. Для сравнения: Союз потребителей США еще 20 лет назад имел 50 независимых лабораторий и 500 экспертов;
- Жилищный кодекс Российской Федерации не обеспечивает защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, чтобы понять внедренные в последнее время извещения на оплату ЖКУ, газа, электроэнергии потребителю необходимо иметь ученую степень;
- закон не определяет обязательные условия договора, поэтому потребитель и исполнитель находятся в неравных условиях;
- Постановление Правительства Российской Федерации № 354 «Об утверждении правил представления жилищно-коммунальных услуг» некоторыми своими положениями, в частности, пунктом 62, создает условия для незаконного обогащения ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Так, в Краснодаре 2500 потребителей оказались заложниками сговора АО «НЭСК» (г. Краснодар) и ООО «Энергоконтроль» (г. Брянск). Работники ООО «Энергоконтроль» меняли старые электросчетчики на новые по цене 2600 рублей, устанавливали на них временные пломбы и выдавали предписания обратиться в ресурсоснабжающую организацию АО «НЭСК» для установки постоянной пломбы.
Работники АО «НЭСК» не спешили к потребителям по их заявлениям, а приходили через пять-шесть, а в некоторых случаях и более месяцев, составляли акты о замене счетчика и… выписывали штрафы в размере 8-10 тысяч рублей за «безучетно потребленную электроэнергию». Суммы, оплаченные потребителями согласно показаниям новых счетчиков, не принимались во внимание. При этом АО «НЭСК» руководствовалось пунктом № 62 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354, который и позволил предъявить потребителям штраф в размере, превышающем 20 млн. рублей. Обращения Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей к губернатору края, главе города Краснодара, в управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и АО «НЭСК» положительных результатов не принесли, так как закон стоит на защите монополиста.
- в так называемых «социальных» аптеках, работающих без кассовых аппаратов, осуществляется продажа лекарственных препаратов без рецептов по неконтролируемым ценам. Эти аптеки, принадлежащие на самом деле обществам с ограниченной ответственностью, своей недостоверной информацией вводят покупателей в заблуждение;
- особую тревогу у защитников прав потребителей вызывает негативное воздействие на психику людей агрессивной и назойливой теле- и радиорекламы, стимулирующей такие эмоции, как страх, зависть, комплекс неполноценности. Каждый день несчетное количество раз жителям России с самого утра по всем телерадиоканалам напоминают о товарах и лекарствах, которые необходимо приобрести. Бездумное потребительство и неконтролируемое самолечение становятся настоящими проблемами нашего общества.
- закон о страховании автотранспортных средств не обеспечивает безопасность граждан и их имущества, а наоборот, нарушает права потребителей навязыванием дополнительных услуг при оформлении договора страхования, что приводит к его удорожанию;
- при попытке получить информацию в телефонной справочной службе «09» об общественных организациях, осуществляющих консультации по вопросам защиты прав потребителей, граждане слышат ответ автоматического голосового меню: «запрос не распознан». Между тем ст. 3 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 устанавливает: «Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается… посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав»;
- существенная часть российских и зарубежных продавцов (изготовителей, поставщиков) товаров и услуг является предприятиями-однодневками, не укомплектованными квалифицированными кадрами, не оснащенными необходимым технологическим оборудованием, предприятиями, не имеющими репутации, которую необходимо беречь. Вследствие чего у них нет заинтересованности в выпуске (изготовлении, поставке) качественных товаров и услуг. А у потребителя практически нет выбора между качественными продукцией и услугами и некачественными.
- узаконенное перемещение «коробейников» по регионам России позволяет нарушать законы Российской Федерации и права потребителей, которые остаются без денег и без товаров либо услуг.
- службы, осуществляющие государственный надзор, в силу ограничений и запретов, существующих на законодательном уровне, не вправе и не в состоянии обеспечить систематический и всесторонний контроль продукции и услуг;
- крайне неудовлетворительно работает служба судебных приставов по исполнению судебных постановлений в защиту нарушенных прав потребителей;
- совершенно неудовлетворительно используется для защиты прав потребителей потенциал органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не наделенных ни властными полномочиями, ни конкретными обязанностями, ни расходными обязательствами в этой сфере. В результате органы власти фактически самоустранились от защиты прав потребителей и обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, в лучшем случае проводя рекламно-демонстративные мероприятия.
Несмотря на отсутствие государственной поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Союз потребителей Российской Федерации ежегодно рассматривает, не менее 350 000 обращений граждан. При этом 50% жалоб приходится на качество непродовольственных товаров, 10% - на качество жилищно-коммунальных услуг, 8% - на сроки исполнения услуг, работ, 7% - на качество ремонта жилья и строительных услуг, 5% - на качество продовольственных товаров.
Общественные защитники потребителей оказывают гражданам правовую поддержку, организуют изучение и формирование общественного мнения в области защиты прав потребителей, ведут правовое просвещение потребителей, проводят проверки правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, обеспечивают потребителей объективной информацией, необходимой для компетентного выбора товаров и услуг.
Кроме этого, в 2015-2016 гг. Союз разработал в рамках Программы национальной стандартизации ряд проектов национальных стандартов деятельности по защите прав потребителей, в том числе ГОСТ Р «Руководство по оказанию правовой помощи потребителям. Общие требования» и ГОСТ Р «Руководство по проведению общественного контроля соблюдения прав потребителей жилищных и коммунальных услуг». Проекты подготовлены на основе обобщения и систематизации обширной практики защиты прав потребителей СПРФ и иными органами и организациями, оказывающими потребителям правовую помощь. Проекты размещены на сайте СПРФ.
Участники форума считают, что будущее потребительского движения связано с финансовой и иной поддержкой со стороны органов власти. Хватит бесконечно говорить о роли потребительских обществ в развитии экономики страны. Пора реально поддерживать народную инициативу, изыскать для этого возможности.
Заслушав докладчиков и обсудив выступления защитников прав потребителей, представителей власти и государственных надзорных организаций, участники Форума защитников прав потребителей Южного Федерального округа Российской Федерации просят полномочного представителя Президента России по ЮФО передать следующие предложения:
1. Президенту России В. В. Путину:
- для повышения качества товаров и услуг, их безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан России восстановить полноценный государственный контроль на потребительском рынке России и создать необходимые условия гражданскому обществу, в том числе СПРФ для осуществления общественного контроля;
- существенно укрепить органы государственного надзора специалистами с соответствующей заработной платой, создать сеть лабораторий по экспертизе товаров и продуктов питания;
- внести изменения в действующее законодательство РФ о госнадзоре, чтобы перейти от плановых проверок бизнеса к оперативному реагированию на жалобы потребителей и проведению незапланированных проверок, прежде всего производителей и поставщиков товаров, исполнителей услуг, чья деятельность связана с наибольшими рисками для здоровья, имущества и благополучия потребителей;
- внести изменения в действующее законодательство РФ о многократном увеличении размера штрафов за реализацию фальсификата и иной незаконной продукции, вплоть до введения оборотных штрафов;
- обеспечить государственный контроль соответствия потребительских товаров и услуг требованиям стандартов, указанных в их маркировке или иной информации, предоставляемой изготовителем, продавцом или исполнителем;
- включить в отчетные показатели судебных приставов исполнение судебных решений по искам о восстановлении нарушенных прав потребителей, разработать положения об ответственности судебных приставов за неисполнение решений судов и о порядке вознаграждения их в зависимости от взысканных сумм.
2. Председателю Правительства России Д. А. Медведеву:
- стимулировать продавцов, учитывающих при отборе ими поставщиков
соотношение «цена-качество»;
- создать мощный испытательный центр с филиалами по всей стране для сравнительной оценки конкурирующих между собой образцов потребительских товаров и услуг, который сможет широко информировать граждан о результатах таких оценок, помогая им за счет более рационального выбора сберегать здоровье и семейные бюджеты, при этом поддерживая лучших производителей товаров и исполнителей услуг;
- поддержать усилия Союза потребителей Российской Федерации по развитию общественного контроля, формированию базы независимой экспертизы безопасности и качества товаров и услуг, созданию общественного ресурса для публикации актуальной информации о потребительском рынке;
- в целях стабилизации цен на товары и услуги сферы потребления обязать глав администраций (губернаторов) регионов организовать в муниципальных образованиях систематическое наблюдение за ценами на социально значимые продукты питания, промышленные товары, лекарственные средства и ЖКУ, при выявлении случаев быстрого повышения цен на те или иные товары или услуги оперативно определять причины и принимать меры для их ослабления или устранения;
- обязать исполнительные органы регионов ЮФО и всей России предоставлять возможность общественным объединениям потребителей на постоянной основе публиковать актуальную информацию о правах потребителей в печатных органах администраций краев и областей. С этой целью предоставить соответствующим СМИ льготы по налогообложению.
3. Членам Общественной палаты Российской Федерации:
- поддержать участников форума и выступить с инициативой о введении практики финансирования государственного заказа активно работающим общественным объединениям потребителей СПРФ (их ассоциациям, союзам) на постоянное безвозмездное консультирование и иную экспертную и правовую поддержку пожилых и малообеспеченных потребителей.
4. Депутатам Государственной Думы Российской Федерации:
- провести анализ расходов изготовителей и продавцов лекарственных средств на рекламу и на законодательном уровне определить конкретное время для такой рекламы, и не более одного-двух раз в день. Такое изменение не только снизит цены на лекарства, но и улучшит психическое здоровье граждан России.
5. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
- проанализировать результаты воздействия рекламы на психику людей, а также ситуацию в области бесплатного медицинского обслуживания населения в регионах и выйти в Правительство России с предложениями по кардинальному улучшению в сфере человекосбережения и качества жизни граждан России.
Участники форума убеждены, что реализация этих предложений позволит выправить положение, сложившееся в настоящее время на потребительском рынке России, повысит качество жизни и благополучие граждан нашей страны. Мы уверены, что любые, самые сложные вопросы потребительской сферы могут быть успешно решены органами государственной власти и местного самоуправления с участием Союза потребителей Российской Федерации.
Резолюция принята участниками Форума защитников прав потребителей Южного Федерального округа Российской Федерации 17 ноября 2016 года.