ОСАГО: БЕЗ РУЛЯ И ВЕТРИЛ!
Новости
Контакты

ОсагоОСАГО! Как известно, приобрести этот заветный бланк обязан каждый собственник автомобиля и только потом садиться за руль. О масштабах вопроса говорит только одна цифра – в России зарегистрировано около 50 млн личных авто! Это значит, с оформлением полиса столкнулся каждый третий россиянин.

Самая распространенная проблема - навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора. Тут же обяжут застраховать жизнь или имущество. Хотя выбор и за потребителем, но, как правило, без значительных материальных потерь вырваться из цепких лап «осагистов» удается не каждому.

Отсюда – просто феноменальный взлет фальшивых полисов ОСАГО, которые свободно предлагают по интернету без обременительных довесков и по бросовым ценам. Но если даже у вас самый что ни на есть настоящий документ, он отнюдь не гарантирует, что страховку вы получите в полном объеме и в срок. Таковы российские реалии.

Недавно Союз Потребителей РФ вышел с предложением кардинально пересмотреть наиболее болезненные нормы законодательства и снять массу вопросов – тем более, что при таком масштабе, они носят поистине глобальный размах.

Осаго2Предложено «подстраховать» пострадавших в ДТП с участием водителя, не имеющего полиса ОСАГО. С этой целью необходимо вменить Российскому союзу автостраховщиков (РСА) взимание со страховых компаний 3% отчислений на гарантированное возмещение убытков пострадавшим. А дальше – взыскивать понесенные затраты с «безполисного» участника ДТП. Тогда люди перестанут годами ждать положенных выплат и бесконечно судиться со страховщиками. Ведь только за прошлый год российские суды вынесли решения почти по двумстам тысяч дел, связанных с ОСАГО. Это потребовало как от потребителей, так и от самих страховых организаций огромных затрат времени, средств и сил, не говоря уже об огромных бюджетных вливаниях на содержание самих судов.

Поэтому СПРФ предложил Банку России учредить некоммерческую организацию в состав которой вошли бы не только РСА и ВСС (Всероссийский союз страховщиков), но и общественные объединения потребителей. Этой структуре доверяли бы и граждане и страховщики. И она могла бы создать комфортный для всех сторон механизм внесудебного разрешения споров между владельцами полиса ОСАГО и страховыми компаниями. Прецедент уже есть – Минпромторгом совместно с несколькими предпринимательскими и потребительскими союзами (включая СПРФ) было учреждено Роскачество, показавшее свою эффективность при «разгребании» завалов на потребительском рынке.

А чтобы приобретение полиса ОСАГО было бы не столь обременительным для автовладельцев, Союз потребителей России предложил узаконить право на рассрочку оплаты, например, на полгода. С другой стороны, чтобы сделать невозможным выезд авто без полиса, нужно привязать его обязательное предъявление при оформлении договора купли-продажи транспортного средства или к передаче ПТС.

СПРФ поддержал предложение о приоритетном направлении всех страховых выплат в режиме онлайн и начислении премии страховщикам (с согласия страхователя) за оперативную (в течение предельно короткого срока) оплату без споров полиса при ДТП. Но эффективная реализация такого предложения вряд ли возможна в нынешней ситуации отсутствия на рынке профессионального института оценки ущерба, который пользовался бы одинаковым доверием и со стороны страховых компаний и со стороны потребителей их услуг – автовладельцев. Союз потребителей считает, что на уровне правительства необходимо утвердить порядок аккредитации экспертов, осуществления общественного контроля за их работой (а значит, и решения споров по поводу их оценок), а также ведение реестра аккредитованных экспертов. Именно этот институт мог бы стать несущей конструкцией всей системы ОСАГО в стране.