Авиакомпании против интересов пассажиров
Новости
Контакты

В скором времени пассажиры российских авиакомпаний рискуют не попасть в свои самолеты и прибыть в пункт назначения с опозданием от несколько часов до нескольких суток. При этом размер денежной компенсации за срыв планов и неудобства остается неясным. Эти проблемы обсуждали на нулевых чтениях законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Член ОП РФ Владимир Слепак выразил критику в отношении предлагаемого Минтрансом РФ закона, легализующего овербукинг – продажу большего количества билетов, чем предусмотрено пассажирских мест в самолете. По его словам, мнение гражданского общества должно быть определяющим в принятии законопроектов, а внедрение новшеств должно предполагать максимальную защищенность для потребителей.

По мнению общественников, овербукинг ущемляет права потребителей, преследуя интересы авиаперевозчиков. За введение овербукинга активно ратуют авиакомпании «Аэрофлот» и «Авиакомпания Сибирь» при поддержке Минтранса.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев привел статистику гражданской авиации: фактическое заполнение пассажирских кресел в салонах самолетов составляет всего лишь 82%, что плохо как для авиакомпании, так и для пассажиров, так как из-за этого общая стоимость перевозки возрастает. По его мнению, овербукинг позволит этого избежать.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Михаил Брячак отметил, что овербукинг как механизм уже применялся в те годы, когда авиаперевозки только начинали приобретать массовый характер и загруженность самолетов была на уровне 40-50% .Но сегодня ситуация другая и овербукинг, по его мнению, угрожает интересам пассажиров.

В России авиационные перевозки относятся к категории бизнеса с низкой рентабельностью. По мнению сторонников законопроекта, практика овербукинга поддержит не только авиакомпании, но и пассажиров. Авиакомпании вынуждены повышать стоимость авиабилетов из-за того, что не все пассажирские места заполнены на воздушном судне, что убыточно для авиаперевозок. Овербукинг позволит заполнить самолеты и будет способствовать сдерживанию цен на авиабилеты.

Аргумент в пользу экономии пассажирских финансов вызвал скепсис со стороны общественников, которые привели в пример введение в продажу невозвратных билетов, стоимость которых так и не снизилась, как было заявлено изначально. Более того, общественники считают, что овербукинг повторит судьбу механизма выплат ОСАГО, за которое граждане вынуждены платить недешево, однако это не ограждает их от изнурительных судебных процессов со страховщиками.

 По заключению Экспертно-аналитического центра при ОП РФ, предполагаемые законопроектом изменения представляют интересы только авиаперевозчиков, ухудшая положение пассажиров. Законопроект не ограничивает применение овербукинга к детям, инвалидам, пенсионерам, а также не учитывает транзитные стыковочные рейсы. При этом предлагаемая компенсация пассажирам при овербукинге не является эффективным механизмом восстановления их нарушенного права, поскольку не покроет потерянное время, моральный вред, пропущенные важнейшие события в жизни, убытки от незаключенных сделок и пропущенных деловых встреч. Отмечается, что законопроект содержит коррупциогенные факторы, поскольку не определяет сроки, условия и основания принятия решения в пользу того или иного пассажира, которому отказывают в посадке на рейс.

В завершение мероприятия модератор нулевых чтений, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак резюмировал, что только добросовестный бизнес достоин господдержки. По его мнению, добросовестный бизнес – это тот бизнес, который не имеет конфликта с потребителем.

Пресс-служба Общественной палаты РФ