Интернет-продавцы ответят за фальшивые скидки
Новости
Контакты

OnlineShopОрганизаторы сетевых распродаж обещают ввести наказание для нечестных онлайн-магазинов. В случае манипуляций с товарами и ценами их больше не будут допускать к участию в акциях, в том числе таких, как "черная пятница" и "киберпонедельник". Также продавцов будут штрафовать, а деньги отдадут покупателям. Со следующего года правила онлайн-торговли могут стать еще жестче. В России планируют ввести ГОСТы для сетевых магазинов. С их помощью власти надеются поднять качество интернет-торговли на новый уровень. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов - подробнее.

Приближается очередной "киберпонедельник" - первый для россиян в этом году и явно не последний. С недавих пор в Рунете работает несколько одноименных конкурирующих площадок. Организаторы подобных акций наперебой заявляют, что у них - самые честные скидки, и придумывают все новые способы контроля продавцов. Например, прошлой осенью было введено автослежение за ценами: если товары после скидки оказывались дороже, чем в среднем по рынку, то предложение удаляли с сайта. В этом году организовали "горячую линию" для жалоб и привлекли юристов из Общества по защите прав потребителей. Чтобы убедить покупателей в своей предельной честности, магазины подписались под договором о том, что будут платить клиентам, которые пострадают от псевдораспродажи. Рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов:

"Механизм контроля на самом деле очень прост, он прописан у нас в договорах с теми, кто будет торговать на нашей площадке, предоставляя скидки. Там описана даже система штрафов. Потребители нам будут помогать следить за соблюдением этой нормы. Если что-то будет не так, эти штрафы будут взиматься в пользу потребителя".

Правда, есть важная оговорка. Покупателю придется доказать ущерб в суде. А привлеченные к участию юристы обещают лишь помочь в этом. В целом идея не выходит за рамки того, что и так гарантирует закон "О защите прав потребителей". У каждого россиянина действительно есть право оспорить покупку, если его ввели в заблуждение, но размер скидки законом не регулируется. Поэтому, попавшись на удочку, судиться бессмысленно. Впрочем, со следующего года законы могут сильно поменяться. Например, появятся ГОСТы, которые обяжут размещать на сайтах фотографии товара с разных сторон и тщательно их описывать: где и когда изготовлены, свойства и состав, копия сертификата и многое другое. Также ГОСТы опишут порядок оплаты и возврата товара. У некоторых магазинов этого нет. Впрочем, главное - чтобы на сайте была точная юридическая информация о продавце, которую было бы легко проверить. Тогда многие проблемы отпадут, рассуждает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

"Было бы очень хорошо, если бы на сайте каждого интернет-магазина была такая разметка, которая бы указывала юридическое лицо, ИНН, ОГРН этой организации. Чтобы можно было понять, с кем ты имеешь дело. Потому что сейчас обязанность эти данные предоставлять есть, но где их указывать - не прописано. Многие просто не размещают эту информацию, а некоторые размещают в таких разделах, которые ты никогда не найдешь".

В целом интернет-ретейлеры признают, что они не в восторге от введения дополнительных правил. Они хотели бы отрегулировать работу сетевых магазинов сами, в рамках собственных ассоциаций и объединений. Идея ГОСТов не нравится бизнесу, поскольку ставит их в неравные условия с иностранцами. Получится, что китайские, американские и европейские кибермагазины все равно будут работать по привычной им схеме. Такие же аргументы торговцы приводят по поводу "Яндекс-маркета" и других товарных агрегаторов. Сами они магазинами не являются, общим правилам не подчиняются, но процент свой получают. ГОСТы либо вовсе не нужны, либо стоит вводить их на добровольной основе, считает Александр Иванов:

"Законодательство не говорит, что если кто-то не будет соответствовать ГОСТу, то с рынка его долой, его нужно наказать - такого нет. То, что там пишут, это глупость и архаика, очень похожая на цеховые правила в Средневековье. Вводить какие-то нормативы, ГОСТы - упаси бог! Правила соответствия - это большая глупость. Это то, что не позволяет развиваться рынку".

Эксперт поясняет, что Интернет развивается слишком быстро, чтобы прописывать ему правила. Сейчас в моде - одно оформление сайтов, через пару лет может появиться другое. Например, уже сегодня фотографию товара часто заменяют видеороликом. Бизнесмены уверены, что работа интернет-магазинов в целом россиян устраивает. Ежегодно наши граждане тратят на онлайн-покупки около триллиона рублей, и эта сумма растет, несмотря на падение доходов. Впрочем, россиян трудно заподозрить в шопоголизме. На шумные распродажи они реагируют слабо. По статистике в период акций типа "киберпонедельника" в России тратят всего около 2 миллиардов рублей - немногим больше, чем в любой другой день года.

 

Вести ФМ

Фото PressFoto

http://krasnodar.spravkus.com/yuristy